Военная Россия
Сибирский регион (Иркутск)
  • Ваши материалы
  • О проекте
  • Форум
  • Гостевая книга
  • Перейти на
главную страницу Армейский юмор Новости Ссылки Фотоархив ВТ Сделать эту страницу
стартовой Моя страница

    АВИАЦИЯ СИБИРИ

    Авиация Сибирского военного округа зародилась в годы Гражданской войны. К ноябрю 1920 года на территории округа дислоцировалось два корпусных авиаотряда - №18 и №19.

    Сибирскую окружную коллегию Военно-Воздушного Флота возглавлял председатель коллегии Доброхотов.

    Одним из первых мероприятии правительства, направленных на развитие советской авиации, явилось постановление Совета труда и обороны от 26 января 1921 года о создании комиссии для выработки «программы максимум» - перспективного плана строительства Воздушного Флота. Большим событием в жизни авиации был очередной 4-й Всероссийский съезд работников Красного Воздушного Флота.

    Констатировав катастрофическое положение Воздушного Флота и авиапромышленности, съезд призвал всех авиаработников направить усилия на развитие авиационного дела в стране.

    Одной из главных проблем была задача территориального развертывания Воздушного Флота. Вследствие неподготовленности территории страны в авиационном отношении, решение вопроса о дислокации авиачастей зависело не только от соображений оперативно-стратегического порядка, но и от наличия казарменного и квартирного фондов, аэродромных, ангарных и других помещений.

    16 августа 1922 года приказом Реввоенсовета республики №1947/373 введен в действие штат Управления Воздушного Флота Западно-Сибирского Военного округа. Утвержден 4 августа 1922 года заместителем Председателя Реввоенсовета Республики Э. Склянским в составе трех человек: начальника Воздушного Флота, помощника начальника Воздушного Флота, делопроизводителя.

    В 1924-1925 годах в Военно-Воздушных Силах, как и во всей Красной Армии, была осуществлена военная реформа. Ее основные задачи: дальнейшая организационная перестройка и укрепление центрального и местного аппарата управления ВВС; создание более четкой системы их снабжения; совершенствование организационно-штатной структуры авиачастей; перестройка системы подготовки летных и технических кадров; улучшение воспитательной работы среди авиаторов.

    В 1924 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск) создается 16-й отдельный разведывательный авиационный отряд имени Сибревкома. Несмотря на острую нехватку материальной части, боевая подготовка летного и технического состава непрерывно совершенствовалась.

    К развитию авиации и ее материально-технической базы были привлечены широкие народные массы. Лозунг «Трудовой народ, строй Воздушный Флот!»- нашел горячий отклик среди населения и стал одним из самых популярных. Всенародное движение охватило все уголки нашей необъятной страны. Строительство авиации стало делом всего народа, ударной задачей тех лет.

    Формы участия советских людей в авиастроительстве, их личного вклада в это государственное дело носили самый разнообразный характер. На предприятиях практиковались отчисления трудящихся от своего месячного заработка, устраивались воскресники. Крестьяне производили дополнительную запашку земли и собранное зерно сдавали в фонд авиации. Творческие работники различных городов организовывали спектакли, концерты и т. д., средства от которых поступали на строительство авиации. Трудящиеся Донбасса внесли первый взнос в виде поставки 200 пудов сверхплановых кавалерийских подков.

    С 1923 года в частях округа с большим подъемом проходил добровольный сбор средств на постройку самолетов для Воздушного Флота. Личный состав 62-го Краснознаменного полка 21-ой Пермской дивизии собрал в этот фонд 3661 рубль (по тому времени большие деньги). Курсанты окружной военно-политической школы внесли 2042 рубля и постановили на эти цели отчислять ежемесячно 1% денежного содержания. Их поддержали воины всех частей округа. За 1923-1924 годы было собрано по стране 6 млн. рублей золотом.

    В 1924 году Западно-Сибирский Военный округ переименован в Сибирский Военный округ. 14х октября 1924 года утвержден новый штат управления авиации округа и разработано положение о его деятельности. В штате управления были: совет управления, техническая инспекция, оперативно-строевая часть, воздухоплавательная часть, технико-хозяйственная часть. Всего - 48 человек.

    Приказом начальника ВВС И. П. Баранова от 27 марта 1926 года Управление авиации округа переименовано в Управление ВВС СибВО. Начиная с 1926 года авиационные отряды в летний период выезжали на полевые аэродромы. Учеба в лагерях заканчивалась участием авиачастей в осенних маневрах войск военного округа, подводивших итоги боевой подготовки.

    В 1928 году с получением отечественных самолетов различных типов особое внимание стало уделяться дальним и ночным полетам, полетам в сложных погодных условиях, «бреющим» полетам в составе подразделений, взлетам и посадкам на точность. Летчики настойчиво повышали искусство стрельбы по наземным и воздушным целям, приобретали навыки бомбометания по малоразмерным и движущимся целям. На маневрах 1928 года авиаторы округа показали высокое боевое мастерство. В связи с оргштатными мероприятиями в 1929 году на территории округа остался один - 16-й - корпусный авиаотряд.

    15 января 1930 года командующий войсками СибВО Н. В. Куйбышев возбудил ходатайство о расширении Военно-Воздушных Сил. Однако, по пятилетнему плану, исходя из экономических возможностей и согласно плану военного строительства, только в 1933 году началось создание новых частей на территории округа. В 1934 году в Омске и Красноярске созданы авиационные бригады. Был переформирован в авиабригаду корпусный авиаотряд в Толмачево (Новосибирск), образован Омский авиаремонтный завод.

    В 1937 году серьезных успехов достигла советская авиация. У всех на устах были имена участников беспосадочного арктического перелета Москва - Северный Ледовитый океан - Камчатка - остров Удд (Чкалов). Воинам Омского гарнизона посчастливилось принимать их у себя в летнем лагере. Незабываемая, волнующая встреча! На ней выступил один из славной чкаловской тройки - уроженец Татарского района Новосибирской области Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков. 20 июня 1997 года этому историческому событию исполнилось 60 лет.

    В эти годы авиацию СибВО возглавлял славный сын венгерского и советского народа Г. К. Киш, проявивший себя способным военачальником, а затем К. В. Маслов - один из основателей Монинского авиагарнизона.

    Таким образом, начало 30-х годов является важным рубежом в строительстве советской военной авиации, ознаменовавшим переход ее на более высокую ступень в общей системе строительства Вооруженных Сил, превращение ВВС из вспомогательного средства вооруженной борьбы в самостоятельный род войск.

    С апреля 1938 года по всем Военно-Воздушным Силам проходили организационные мероприятия, связанные с перевооружением ВВС на новую материальную часть. Программа всестороннего укрепления воздушной мощи страны на базе технической реконструкции, намеченная на вторую пятилетку, успешно выполнялась.

    Основными типами самолетов в ВВС стали: в бомбардировочной авиации - ТБ-1 и ТБ-3, а затем СБ и ДБ-3; в легкобомбардировочной и разведывательной авиации - Р-5; в истребительной авиации - И-5, а затем И-15, 16, И-16 бис. В эскадрильях разведывательной и легкобомбардировочной авиации количество самолетов возросло с 19 до 32, в истребительной - до 43.

    В ВВС округа вместо авиационных бригад были созданы шесть авиаполков и разведывательная эскадрилья. Для обслуживания авиаполков сформированы три авиационные базы: в Омске, Толмачево, Красноярске. Общий налет часов за 1938 год составил 20522.

    Для подготовки авиационных кадров в 1939 году были сформированы: Новосибирская школа на самолетах СБ с дислокацией в Толмачево, две окружные школы по подготовке младших авиаспециалистов в городах Омске и Красноярске.

    В 1936 году Германия и Италия, поддержав мятеж генерала Франко против республиканского правительства, разожгли гражданскую войну в Испании.

    Страны-агрессоры начали открытую интервенцию, направив в Испанию большое количество войск, в том числе немецко-фашистский «Легион Кондор», насчитывавший до 400 самолетов.

    Верный своему интернациональному долгу советский народ пришел на помощь Испанской республике. Сюда были направлены 722 авиатора-добровольца, в т. ч. 141 летчик, а также 648 самолетов И-15, И-16, СБ. Советские летчики вели напряженные бои с вражеской авиацией.

    Добровольцем уехал в Испанию питомец Новосибирской авиационной школы лейтенант А. Г. Романов. Вместе с товарищами он собирает присланные из Союза самолеты И-16, доставленные затем на прифронтовой аэродром Реус, южнее Барселоны.

    Трижды в день авиагруппа, в которой воевал Романов, вступала в бой с фашистскими захватчиками. И каждый раз - побеждала. За три месяца боев в небе Валенсии бесстрашный советский сокол сбил 30 фашистских самолетов. Во время облета самолета после ремонта Александр Георгиевич Романов погиб. Его похоронили в Испании. 14 ноября 1938 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Кавалером Золотой Звезды стал также командир эскадрильи сибиряк майор И. И. Евсевьев (в годы войны командовал авиадивизиями и корпусами, награжден семью орденами. В послевоенное время -генерал-лейтенант авиации).

    Доблестно бился в небе Испании опытный советский ас, впоследствии с ноября 1938 года по декабрь 1940 года - командующий ВВС СибВО, майор Георгий Нефедович Захаров. Он командовал интернациональной авиационной истребительной бригадой. Фашистские летчики боялись ее как огня. У них были для этого основания. Только один Г. Н. Захаров сбил лично свыше десятка машин. В воздушном бою над Мадридом с 12 самолетами противника он сбил 3 из них. Его грудь украсил третий орден Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Г. Н. Захаров командовал истребительной авиадивизией, в состав которой входил авиаполк «Нормандия-Неман».

    Знакомясь с материалами, хранящимися в архиве музея истории СибВО и относящимися к 1939-1940 годам - времени конфликта с Финляндией, мы обратили внимание на фотографию, где запечатлен седоватый генерал-майор авиации в парадном мундире. Это - Василий Ильич Клевцов, Герой Советского Союза. Человек удивительной судьбы!

    Василий Ильич участвовал почти во всех войнах, в которые была втянута наша страна. Родился в 1909 году в Риге. В 19 лет добровольцем ушел в авиацию. Учился в ленинградской военно-теоретической школе летчиков, в Качинской военно-авиационной школе, Военно-воздушной академии. Прошел путь от младшего летчика до командира авиадивизии.

    В сентябре 1941 года Клевцов получил назначение в 60-ю смешанную авиадивизию на Брянском фронте. Командиром этой дивизии в составе 17-й воздушной армии он прошел с боями от Сталинграда до Вены. Василий Ильич имел свою многократно апробированную методику обучения: учил не столько на земле, сколько в воздухе.

    Он сам вел воздушных снайперов на бомбометание, первым брался за решение самой сложной боевой задачи, личным примером внушал молодым летчикам уверенность в своих силах, возможностях нашей боевой техники. Умелое и смелое маневрирование бомбардировщиком в воздухе не раз помогало Василию Ильичу выходить из самых сложных ситуаций при встрече с истребителями противника.

    Об этом красноречиво говорит случай из летной работы В. Клевцова. Группа бомбардировщиков СБ возвращалась на свою базу в Ханькоу (Китай). Клевцов замыкал строй боевых машин. Вдруг наблюдатель доложил: «Вижу группу истребителей японцев. Похоже, собираются атаковать нас в хвост...» Клевцов сориентировался: бомбардировщики находятся в самом невыгодном положении, начни бой сейчас - потери будут неизбежны. Он отрывается от группы и навязывает бой противнику. Атака на группу бомбардировщиков, таким образом, была сорвана. Своих он догнал уже неподалеку от аэродрома.

    Copyright 2005 © Дирекция портала "Военная Россия"

    наверх

     

    По всем вопросам и предложениям обращаться в редакцию портала: voin30@yandex.ru
    Сайт разработан 15.10.05 © Руководитель проекта: Орлянский Андрей Владимирович

    Hosted by uCoz